Галина Уланова: от нелюбви к балету до всемирной славы

Галина Уланова: от нелюбви к балету до всемирной славы

8 января 1910 года в Санкт-Петербурге родилась одна из величайших балерин XX столетия Галина Сергеевна Уланова. Оба ее родителя были причастны к балету: отец был балетным режиссером, а мама давала в театре уроки хореографии. Однако путь Галины на сцену много лет был под большим сомнением: в детстве девочка испытывала к балетному искусству самые неприятные чувства.

• В самом нежном возрасте Галя обожала играть с мамиными пуантами и, по-детски воображая, танцевать, собирая аплодисменты зрителей. Но когда в октябре 1917 начался голод, и родители Галины, чтобы прокормить себя и дочь, были вынуждены танцевать перед сеансами в кинотеатрах, девочка плакала от жалости к маме. Нетопленые залы, случайная публика, не интересующаяся балетом… Мама Гали меняла валенки на атласные туфельки, улыбалась, выходила развлекать публику, и в эти минуты Галя ненавидела балет.

В 7 лет Галя рыдала, узнав, что ее решили отдать в хореографическое училище. И много лет она плакала, вставая к ненавистному станку.

• Сначала Галина занималась у мамы, а потом у Агриппины Вагановой, которая славилась суровой муштрой. Это только усилило нелюбовь Гали к занятиям.

• Поворотом в судьбе Галины стал выпускной экзамен. После экзамена ее сразу приняли в труппу Ленинградского академического театра оперы и балета. Причем не в кардебалет, а… сразу солисткой! Что было неслыханно.

• В 1956 году Уланова впервые танцевала в Лондоне, на сцене Королевского театра в Ковент-Гардене. 46-летняя балерина исполняла партию Джульетты. Первый акт шел при гробовом молчании. Потом публика взорвалась аплодисментами. После спектакля зрители долго не давали Улановой сесть в машину, а потом толпа подняла автомобиль с балериной и понесла его на руках.

• В 1996 году, в свои 86 лет, Уланова на одной из ее последних репетиций в Мариинском театре показывала юной балерине Майе Думченко, как надо делать поддержку в «Ромео и Джульетте». Она выполнила поддержку с Андрисом Лиепой так, как не получалось у Майи. Оркестр и все, кто был в зале, встали и аплодировали.

• Большую часть жизни Уланова прожила в Москве, переехав сюда из Ленинграда по личному указанию Сталина в 1944 году, но так и не полюбила этот город. Москва всегда казалась ей суетливой, а москвичи напористыми и нагловатыми. «Я не привыкаю в Москве! ― говорила Уланова. ― Не та вода, не тот воздух, не те люди, не те дома, и все не то! Я всю жизнь чувствую себя как в командировке!»

• Уланова пользовалась уважением и вниманием власти и лично Сталина, но упорно отказывалась вступать в партию. Она говорила: «Я не могу служить партии, я служу балетному искусству».

• Уланова не любила новаторскую музыку Прокофьева в «Ромео и Джульетте», говорила, что «под этот сумбур из звуков» танцевать невозможно. В 1940 году на банкете после премьеры спектакля она произнесла тост: «Нет повести печальнее не свете, чем музыка Прокофьева в балете». При этом танцевала Джульетту Уланова так, как никому после нее не удалось.

• В московской квартире балерины на Котельнической набережной, где она прожила 46 лет, с 2004 года работает музей Галины Улановой.

• Галина Сергеевна совсем не умела готовить.

• Уланова ― самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета Она Народная артистка Советского Союза, обладатель многочисленных госпремий и международных наград, в том числе четырежды лауреат Сталинской премии.

• Улановой поставили памятник при жизни. Монумент возвели в Стокгольме по решению комиссии по танцу под эгидой ЮНЕСКО. Балерина присутствовала на открытии памятника в ее честь, смущалась, прятала лицо в воротник пальто и повторяла, что памятник возвели не ей, а великой силе балетного искусства.