
142 года назад зрители московского Большого театра впервые увидели «Лебединое озеро». Через много лет этот танцевальный спектакль станет прославленным на весь мир, но тогда, в 1877 году, премьерный показ балета оказался… провальным.
Музыка Петра Чайковского, написанная для этой постановки, была настоящей революцией в мире балета. Вместо типичных для своего времени простых мелодий и дивертисментов композитор использовал сложные лирические темы и сквозное развитие ― каждый акт «Лебединого озера» он представил как новый этап спектакля. Ведущую роль Чайковский отдал оркестру, а танец героев балета предложил сделать более живым.
Однако первую постановку «Лебединого озера», выполненную чешским балетмейстером Вацлавом Рейзингером, публика приняла холодно. Глубокая музыка показалась зрителям слишком сложной, а сюжет про заколдованную девушку и влюбленного принца, наоборот, слишком слащавым. В результате балет провалился. «По танцам „Лебединое озеро“ едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет, что дается в России», ― написал музыкальный и литературный критик Герман Ларош. И «Лебединое озеро» забыли.
Вспомнили о нем только через 18 лет: в 1895 году в Петербурге состоялось второе рождение балета. Петра Чайковского к тому времени уже не было в живых, и именно для того, чтобы почтить память композитора, и рискнули вернуться к «Озеру».
На этот раз за балет взялись уже признанные балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа. Они поставили знаменитые «лебединые» сцены на озере, убрали бутафорские крылья с наклеенными перьями, заменив их прекрасными «танцами рук», ввели знаменитый «танец маленьких лебедей».
Спектакль прошел с успехом! То, что когда-то показалось публике непонятным, теперь было понято и принято. Сюжетная линия с лебедями-двойниками, столкновением коварства и неискушенности, испытанием на верность уводила зрителей в психологические глубины, которых раньше балет не знал. И сегодня «Лебединое озеро» ― визитная карточка русского балета, одно из немногих классических произведений, о которых знают не только искушенные театралы, но и простые обыватели.